Новости – Общество
Общество
Тайны волгоградского метротрама
Фото: Евгения Юрьева / «Русская планета»
Историю скоростного трамвая в городе на Волге изучала «Русская планета»
5 ноября, 2015 18:26
11 мин
Волгоград примечателен не только Сталинградской битвой и мемориальным комплексом «Родина-мать зовет!», установленным на главной высоте России — Мамевом кургане. В городе на Волге есть еще одна достопримечательность, которая привлекает туристов из разных стран. Волгоград — единственный город в бывшем СССР, где трамвай перевозит пассажиров не только на улице, но и в подземных туннелях.
Скоростной трамвай или метротрам — визитная карточка Волгограда. Удивительный общественный транспорт соединяет шесть городских районов из восьми, а ведь Волгоград растянулся вдоль Волги на 80 километров. Трамвайная линия метротрама проложена практически вдоль берега реки и перевозит почти 4 млн пассажиров в год. Длина пути — свыше 17 км, на них расположены 22 станции, часть из которых — подземные. Скоростной трамвай начинает путь на станции «Развлекательный центр “Диамант”», которая расположена на поверхности земли, в Тракторозаводском районе, и в течение маршрута несколько раз «ныряет» под землю, прежде чем добраться до конечной станции «Ельшанка». Волгоградские блогеры считают, что местный метротрам достоин того, чтобы предлагать гостям города экскурсионные ознакомительные маршруты только ради того, чтобы показать, как обычный трамвай заезжает и останавливается в подземелье. «Это непередаваемое ощущение — ты едешь по улице и вдруг вагон уносит тебя под землю, — говорит блогер Артем Селиванов. — В туннеле темно, свет появляется только на станциях, даже горожане, которые постоянно пользуются этим видом общественного транспорта, каждый раз, заезжая в подземелье, испытывают трепет и волнение. Но каждая поездка завершается благополучно, и все поводы для беспокойства только в воображении пассажиров».
А еще волгоградский метротрам хранит множество тайн и секретов. Во-первых, в Волгограде действительно собирались строить метро, и подземные станции — это часть нереализованного масштабного проекта. Некоторые уверены, что здесь, на глубине в несколько десятков метров, спрятан бункер Сталина, построенный в годы Великой Отечественной войны. Здесь же, в подземных туннелях, находятся остатки старинной православной церкви и много исторических фрагментов, связывающих современный Волгоград с Царицыном — городом, больше 400 лет назад основанным на Волге. Увы, таинственные подземные ходы закрыты для туристов, но о некоторых секретах знают строители метротрама, историки, краеведы и отважные диггеры, которые несмотря на запреты спускаются в туннели.
6 ноября свой 84-й день рождения отмечает Михаил Федорович Зозуля. Почетный житель Волгограда без малого 35 лет руководил городским трамвайно-троллейбусным управлением. Он же стоял у истоков строительства метротрама. О необходимости построить в послевоенном Сталинграде метро власти страны стали говорить в 1960 году. К тому моменту город практически полностью был восстановлен, численность населения достигла около 800 тыс. человек, и транспортные возможности оказались на пределе. Автобусы и троллейбусы с трудом обслуживали весь пассажиропоток. Михаил Зозуля рассказал корреспонденту «Русской планеты», как власти города приняли участие в строительном эксперименте и подали в вышестоящие органы управления заявку на возведение метро.
– У Волгограда было особенное преимущество — метро отлично бы вписалось в архитектурный стиль города, поскольку он располагается вдоль Волги, — вспоминает Михаил Федорович, — транспортная линия пролегла бы тоже вдоль реки. Но когда все необходимые документы были собраны, правительство СССР объявило: метро появится только в городах, где живет миллион человек. Волгоград недотягивал до этой отметки, строить метро не разрешили. Но проблема транспортного коллапса оставалась, и тогда мы решили изучить опыт Скандинавии, чтобы предложить Госплану СССР проект строительства нового вида транспортного сообщения — скоростной трамвай.
Зозуля рассказывает, что лично побывал на Скандинавском полуострове и покатался на местном гибриде трамвая и метро. Этот вариант казался идеальным, потому что линии скоростного трамвая не мешали автомобильному движению, не портили общий стиль города, не «влезали» в жилые массивы.
– Мы добились, что Волгоград получил разрешение на строительство нового пути, — говорит Зозуля. — Но нормы строительства полностью соответствовали возведению метро, потому что других проектов на тот момент в СССР не было. В его разработке принимали участие две организации — ПО «Харьковметрострой» и ПО «Гражданспроект». Украинцам предстояло спроектировать подземные туннели, и мы долго не могли привыкнуть к мысли, что трамвай повезет пассажиров не только по улице, но и в подземелье.
Фото: Евгения Юрьева / «Русская планета»
Но пользоваться скоростным трамваем волгоградцы смогли только с ноября 1984 года. Строительство было сложным и увлекательным. Украинские проектировщики забыли об особенностях наземного трамвая, полностью оборудовав туннели под метро.
– На вагоны устанавливается специальное устройство — пентограф, — рассказывает Михаил Зозуля. — Он находится на боковых частях вагона и на крыше. Проектировщики не учли последнюю деталь, и в итоге пентограф мешал и не пускал трамвай в подземный туннель. Чтобы исправить эту недоработку, понадобился дополнительный год работы, и ее делали приглашенные из Москвы и Санкт-Петербурга инженеры. И даже после торжественного пуска скоростного трамвая в эксплуатацию нашлись недоработки, требующие устранения. К примеру, неожиданно водители трамваев пожаловались на резкое ухудшение зрения. После проведенного исследования пришлось красить стены туннелей в белый цвет. Оказывается, после поездки на улице, когда трамвай заходит под землю, резкая перемена освещения стала сказываться на остроте зрения вагоновожатых. Для того чтобы глаза водителей привыкали постепенно, пришлось использовать белую краску.
Сегодня метротрам — самый популярный вид транспорта в Волгограде. Скоростные трамваи не стоят в пробках, они ходят точно по расписанию, их станции удобно расположены. К тому же чиновники Волгоградской области обещают продлить «ветку» метротрама еще на несколько километров. В МУП «Метроэлектротранс» РП сообщили, что сегодня маршрут метротрама — это 17 с лишним километров и 22 станции. В III квартале 2018 года намечается сдача еще двух станций, тем самым центр города будет соединен с Волгоградским государственным университетом, расположенным в Кировском районе. Но новые станции для волгоградцев не секрет, а вот факт, что на линии метротрама располагается бункер Сталина, интересует многих. Михаил Зозуля на эту тему говорить отказался. Другие строители, принимавшие участие в возведении объекта, тоже не хотят обсуждать этот вопрос, ссылаясь на неразглашение секретной информации. Однако волгоградский историк Сергей Михайлов считает, что гриф секретности давно пора снять.
– Согласно архивным сведениям о ходе Великой Отечественной войны, есть информация, что в ряде городов строились подземные укрытия для штаба главнокомандующего Советской Армии, — рассказывает РП Сергей Герасимович. — В их числе были Куйбышев, Горький, Ульяновск, Казань, Сталинград. Есть точные сведения, что в Сталинграде он был построен, есть географические указатели, свидетельствующие о расположении бункера — он находится возле одной из веток метротрама. Строили его так называемые «штрафники», их привозили в город на Волге на «теплушках», а размещали на бывшей ватной фабрике. Объект был полностью построен по принципу метро — к нему вели подъездные пути, особыми вагонами в бункер доставляли продовольственные запасы, туда была проведена вода, электричество. Но сам Иосиф Виссарионович бункером ни разу не воспользовался. По некоторым данным, вход в бункер был взорван в 1962 году. Другие источники сообщают, что его состояние контролируется и по сей день, он в пригодном состоянии и вполне может стать убежищем. Пару лет назад там наблюдалось поднятие грунтовых вод, но проблему удалось ликвидировать.
Фото: Евгения Юрьева / «Русская планета»
Действительно ли есть бункер, к которому ведут подземные ходы? В МУП «Метроэлектротранс» РП прокомментировали: это не более чем домыслы, ничем не подтвержденные выдумки. Но их пытаются опровергнуть самобытные исследователи — диггеры. Максим Руднев (фамилия изменена. — Примеч. авт.) — один из неравнодушных волгоградцев, пытающихся разгадать тайны волгоградской подземки. Его родственник участвовал в строительстве подземной линии метротрама, он рассказывал, как однажды строители наткнулись на провал, в котором хранились запасы муки, круп, напитков, фарфоровая посуда, домашняя утварь времен Царицына. А в другом месте строители нашли полуразрушенную древнюю православную церковь.
– Родственник говорил, что рабочие хотели вернуться к месту церкви, чтобы забрать оттуда иконы, — рассказывает Максим, — они сообщили о своем желании начальнику участка, тот передал просьбу вышестоящему руководству, но получил отказ. И когда в следующий раз удалось добраться до того места, где видели церковь, ее останки были сожжены.
Максим рассказывает, что рассказы родственника породили в нем желание исследовать подземелье. Конечно, официального разрешения на это нигде получить нельзя. Но диггеры пользуются старыми канализационными водопроводами, они находятся вдоль реки Царица.
– Самое страшное, что мы там видели — это снаряды и фугасные авиабомбы времен Сталинградской битвы, — говорит Максим Руднев. — Можно с уверенностью сказать — никаких крыс-мутантов в туннелях нет, всех крыс и мышей нещадно травят специалисты СЭС. Мы находили старинные монеты, странные ходы. Пытались их исследовать, но почти все они затоплены. Нужно спецобмундирование, но доставить его в шахты метротрама нереально. Есть ходы, ведущие в закрытые пути, они загорожены решетками. Все территории подземных станций имеют освещение даже там, где для персонала проход закрыт. В волгоградском метротраме вся подземная линия контролируется специальными службами.
Гости города отмечают торжество убранства подземных станций и их названия: «Пионерская», «Комсомольская», «Площадь Ленина». Станции украшены мозаичным полотном, здесь установлены эскалаторы для удобства пассажиров. В вагонах находятся кондукторы — они продают проездные билеты. Также билеты можно приобрести и в кассах на станциях. Сегодня поездка на скоростном трамвае стоит 20 рублей.
– Были приятно удивлены ценой билета на метротрам, — говорит РП Надежда Якуненко. Она приехала в Волгоград из Краснодара. — Покаталась, словно на аттракционе, а в билетной кассе приобрела для себя сувенир — марку туриста с изображением волгоградского скоростного трамвая.
Журнал «Forbes» составил рейтинг из 12 самых интересных трамвайных маршрутов мира. Волгоградский метротрам занял четветую позицию в этом списке. По мнению «Forbes», уникальная особенность скоростного трамвая в городе на Волге заключается в пересечении пути в начале подземных участков. Этим компенсируется отсутствие дверей у вагонов трамвая с левой стороны. «Соседями» по списку оказались трамвай линии Тоден Аракава в Японии, который пронизивает Токио, словно паутину, а также иерусалимский скоростной пуленепробиваемый трамвай.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости