Новости – Общество
Общество
Спасти «Лидера», который треснул
Корпус Волгоградского лицея-интерната для одаренных детей «Лидер» пошел трещинами. Фото из соцсети «Вконтакте».
Одаренных детей со всей Волгоградской области лишают возможности учиться в единственном в городе лицее-интернате
21 августа, 2015 23:04
10 мин
За две недели до начала нового учебного года учащиеся одного из самых престижных учебных заведений Волгограда узнали неприятную весть. Руководство области решило закрыть лицей-интернат «Лидер» с углубленным изучением отдельных предметов. Причина — критическое состояние одного из корпусов учебного учреждения. Такой вердикт вынесла специальная комиссия администрации области, проверяющая готовность школ к 1 сентября. «Русская планета» узнала, что в соответствии с постановлением о приостановке деятельности лицея, датированным 12 августа текущего года, учебное заведение закрывается «до особого распоряжения комитета образования администрации Волгоградской области». Директору лицея лидер Ирине Жариковой рекомендовано оформить заявления от учащихся на отчисление из лицея и выдать всем их личные дела для перевода в другие школы. Никаких других официальных объяснений постановление не содержит. Почти 300 мальчишек и девчонок, их родители и педагогический состав лицея недоумевают: как можно накануне нового учебного года выставить учащихся за порог? Корреспондент «Русской планеты» попыталась разобраться в ситуации.
«Лидер» свое название оправдывает. Здесь учатся талантливые дети, проявившие свои способности в различных науках. Первый набор вундеркиндов прошел 11 лет назад по инициативе администрации Волгоградской области. Чиновники посчитали, что способным детям из сельской местности стоит создать условия для получения знаний в городской школе. Конкурсный отбор был кропотливым и сложным, но первый учебный год «Лидера», который помимо образовательного учреждения получил статус интерната, где ребята не только учатся, но и живут, показал: таких учебных заведений раньше в Южном Федеральном округе не было. И первый экспериментальный опыт подтвердил: «Лидер» должен существовать и дальше. Для учащихся были разработаны индивидуальные образовательные маршруты, которые в 2004 году утвердил областной комитет по образованию и науке. Учащихся принимали по строгой схеме: это могли быть только победители и призеры различных олимпиад, научных и творческих конкурсов, школьники, занимающиеся проектной деятельностью. Эта традиция сохранялась все годы работы лицея-интерната. Опыт «Лидера» перенимали и другие российские регионы. Ведь сельские детишки зачастую имеют возможность учиться только в 9-летках, а продолжить образование в городе могут далеко не все.
Помещения аварийного корпуса лицея «Лидер» действительно в критическом состоянии. Фото из соцсети «Вконтакте».
Кроме того, окончив «Лидер», лицеисты легко поступали в лучшие вузы страны. По словам педагогов, только в этом году трое выпускников получили 100 баллов по ЕГЭ, когда по всей области таких школьников оказалось 41. В 2014 году сразу 73 школьника стали студентами разных вузов страны, поступив на обучение на бюджетной основе. Лицеисты «Лидера» учатся в Российской правовой академии министерства юстиции, Санкт-Петербургском государственном университете, Московском физико-техническом университете, МГУ имени М. Ломоносова, МГТУ имени Баумана и других вузах. Однако условия, в которых юным волгоградцам приходится получать знания, действительно неважные. Ирина Жарикова, директор лицея-интерната, пояснила РП:
– Здание, в котором размещается учебное учреждение, состоит из семи корпусов, они были построены в 1963 году. Это большой учебный корпус, хозяйственный блок, гаражный отсек, столовая и два общежития. Все помещения связаны между собой специальными переходами. На момент завершения учебного года в лицее насчитывалось 286 лицеистов с 8 по 11 классы. Из них 218 человек приехали учиться из городов и районов Волгоградской области. В 2010 году один из блоков учебного корпуса был признан аварийным. Там треснула несущая стена, по другим стенам поползли трещины, стала осыпаться штукатурка. Этот блок был изолирован от общего доступа, там установлен оградительный забор. И руководство лицея в том же году подало заявку на проведение специальной экспертизы, которая должна была определить степень разрушенности здания, возможность его реставрации, проектную стоимость работ. Время шло, часть корпуса оставалась закрытой, но никаких работ там не проводилось. Мы ждали решения городских и областных властей, но только и слышали, что на проведение всех работ нужны деньги, а в бюджете они пока не заложены. Строительная экспертиза, проведенная в 2013 году, показала, что корпус находится в аварийном состоянии, и чтобы его «реанимировать», необходимо 35 миллионов рублей.
Первый звонок в лицее «Лидер». 2012 год. Фото с сайта лицея-интерната «Лидер».
Состояние корпуса ухудшилось после зимних каникул. По словам учителей «Лидера», в аварийной части трещины в стенах стали такими, что в них можно просунуть руку.
– На педагогическом совете, прошедшем зимой, директор сообщила нам, что лицей получил порядка пяти миллионов рублей на проведение работ по составлению проектной документации, — говорит корреспонденту РП Светлана Иванова, один из преподавателей школы для вундеркиндов. — А уже к концу учебного года нам стало известно, что проектировщики откровенно заявили: нечего здесь реконструировать и восстанавливать, здесь учатся дети, нужно опасаться за их жизни и предоставить им более комфортные условия в других стенах, желательно новых. С таким настроением мы и расстались с нашими учениками на лето. Видимо, к тому, что часть корпуса трещит по швам, мы уже привыкли, ведь время шло, никаких ремонтов не было, и повлиять на процесс, мы, педагоги, никак не могли, ведь все решается на другом уровне. Как обычно, после последнего звонка, встретились с родителями, они предложили привести учебные классы летом в порядок. Приезжали, красили в кабинетах стены, собрали деньги на заказ и покупку общешкольной формы на новый учебный год, и ничего не предвещало, что лицей могут закрыть.
Талантливых учеников и их родителей о решение властей закрыть лицей сотрудники «Лидера» оповещали по телефонам. Но уже после первых звонков сами лицеисты организовали в одной из соцсетей группу, где принялись доказывать друг другу, что шокирующая новость — не более, чем шутка или недоразумение.
Диана перешла в 10 класс лицея. О том, что первосентябрьская линейка в «Лидере» отменяется, она узнала из соцсети.
– Первой мыслью было — а куда идти, если мои родители заберут документы из интерната? — делится с РП своими переживаниями девушка. — Мы живем в Киквидзенском районе. До ближайшей школы 8 километров, и это в том случае, если мне предстоит учиться по месту жительства. Но ведь у меня были планы, я хорошо учусь в лицее, и после его окончания планировала поступать в Москву. Мой профилирующий предмет — физика. В нашей сельской школе такой базы знаний не дадут. Созвонилась с одноклассниками, классной руководительницей, все в слезах, никто не верит, что это правда. Мы приехали с родителями в лицей, нам сказали — да, приказ о закрытии подписан, пишите заявление, переводитесь в другую школу.
Еще одна школьница, Марина, учащаяся 9 класса. Ее мама, Татьяна Анатольевна, считает, что власти не должны допустить закрытия лицея-интерната:
– Как теперь девятиклассникам? Ждать, что решится с лицеем, или в начале сентября отдать документы в школы по месту жительства, или же забирать документы сейчас, чтобы успеть поступить в нормальную городскую школу? Я сомневаюсь, что в сентябре другие школы, гимназии или лицеи Волгограда будут ждать учащихся «Лидера» с распростертыми объятиями. Для нас это просто тупик, я уверена, что и для 11 класса тоже. Восьмиклассникам и десятиклассникам можно подождать, а у нас время и сентябрьские «пробники» ОГЭ. Что нам делать?
Аварийное состояние корпуса лицея «Лидер». Фото из соцсети «Вконтакте».
По словам заместителя руководителя областного комитета по образованию Ларисы Савиной, руководство региона намерено приложить максимум усилий, чтобы помочь и юным талантам, и их родителям.
– Посудите сами, речь идет о безопасности детей, — говорит Лариса Савина. — Аварийность корпуса внушает большую тревогу. Ширина трещин основного конструкционного соединения превышает 15 сантиметров, из-за этого соседняя часть здания начала накреняться. Не нужно думать о том, к каким последствиям может привести возможное обрушение помещения, в котором учатся почти триста детей. Для школьников и их родителей мы подготовили рекомендательные письма. По их желанию они будут направлены в учебные учреждения по месту жительства, никто на улице в начале учебного года не останется. Кроме того, рассматривается несколько вариантов, предусматривающих дистанционное обучение — есть программы, позволяющие получать знания, например, по скайпу.
По словам Ларисы Савиной, мальчикам из «Лидера» предложат перейти в мужской педагогический лицей имени Федора Слипченко. Как быть девочкам, непонятно.
Елена Вершинина, член родительского комитета лицея-интерната «Лидер», считает, что помимо здания и учебного процесса учеников объединяла особая атмосфера и дух учебного учреждения. А теперь все будут разрознены. По ее словам, постановление областных властей можно оспорить в надзорном органе. Родители и педагоги лицея составили обращение в адрес губернатора Волгоградской области, депутатов областного парламента.
– Мы надеемся на их участие в разрешении ситуации, — говорит корреспонденту РП Екатерина Титова, мама одного из лицеистов, член родительского комитета и инициативной группы, — потому что даже в областной думе сегодня в числе депутатов присутствуют выпускники «Лидера», которым не может быть безразлична судьба родных пенатов.
Копии этих обращений представители родительского комитета намерены направить в правительство Российской Федерации и лично президенту Владимиру Путину.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости