Новости – Общество
Общество
Волгоград и ФГОСы
Учащихся МОУ СОШ № 56 принимают в кадеты на Мамаевом кургане. Фото предоставлено МОУ СОШ № 56.
С какими проблемами сталкиваются школьники, их родители и учителя в связи с введением новых школьных госстандартов
25 сентября, 2015 10:39
10 мин
В новом учебном году школы Волгограда и области полностью перешли на работу по федеральным государственным образовательным стандартам в начальной школе и пятых классах. В прошлом году по ФГОСам занималась только половина общеобразовательных учреждений города. В тестовом режиме по госстандартам продолжают учить школьников 6—8-х классов более чем сотни волгоградских школ. 12 учреждений образования в Волгограде до 2017 года будут работать как стажировочные площадки по внедрению профессионального стандарта «Педагог», направленного на переподготовку и повышение квалификации учителей.
Задачами обучения детей по ФГОС ставятся «воспитание ученика как личности гармонично и всесторонне развитой, ориентация на патриотизм и духовно-нравственные ценности, поддержка у детей интереса к познанию и саморазвитию», в чем учитель должен быть первым помощником. Как на практике реализуются новые образовательные стандарты в школах Волгограда, с какими проблемами сталкиваются учителя и школьники, выясняла корреспондент «Русской планеты».
Директор школы № 56 в Кировском районе Волгограда Лариса Гончарова говорит, что за последние годы перемены в образовательном процессе становятся все заметнее и все динамичней. Школа является одной из немногих в городе стажировочных площадок по внедрению профессионального стандарта «Педагог», который отводит особую роль в обучении детей личности преподавателя. В этом статусе учреждение будет работать как минимум до 2017 года.
В чем же суть ФГОСов, о которых так много говорят? Прежде всего новые стандарты предполагают самую разнообразную структуру урока — занятия насыщены презентациями, в нескольких классах установлены интерактивные доски, компьютерная техника, которые позволяют эффективно работать на уроке, говорит Лариса Гончарова.
– Это как большой экран компьютера: нужно карту — нажали кнопочку — тут же карта. Пишем не мелом. То, что пишет ученик, видно. То, что пишет учитель у себя на столе, видно. Лабораторные работы можно проводить виртуально, не наливая ничего в пробирку. Жук, которого показывает учитель по биологии, и лапами шевелит, и крутится, и все что угодно делает. Вообще это очень интересно.
Вопрос электронных учебников в школе № 56, как и во многих других, остается открытым в первую очередь из-за нагрузки на зрение. Пока в школе № 56 электронными учебниками не пользуются, в других школах их вводят с осторожностью.
Кроме новых технических средств ФГОСы призваны с максимальной пользой организовать школьника после занятий. Привычное понятие «продленка» постепенно выходит из оборота, на смену ему пришла формулировка «внеурочная деятельность». Суть прежняя — часть дня, свободную от уроков, дети младших классов проводят в школе, где могут бесплатно заниматься в различных творческих кружках, а по желанию родителей — в группах платных образовательных услуг. Школа сотрудничает со школами искусств, центрами детского творчества, спортшколами. Преподаватели сами приходят к ученикам или детей организованно водят на занятия в эти учреждения.
Кроме ФГОСов, в волгоградские школы активно внедряется кадетское движение. Только в начале этого учебного года кадетами на Мамаевом кургане торжественно стали 700 учащихся. Если первые кадетские классы открывались по линии казачества, то теперь профили могут быть самыми разными: полицейский, военно-морской, сухопутный. В школе № 56 Кировского района Волгограда в этом году открылись три кадетских класса по линии МЧС. Их курируют представители местной пожарной части и профильной кафедры городского вуза, с которыми школа заключила договоры. Вторая половина дня у кадетов посвящена внеурочной деятельности: кроме строевой подготовки они учатся оказывать первую медицинскую помощь в рамках программы «Спасатель», изучают логику, а также в программе вокал и хореография. За эти внеурочные занятия родители ничего не доплачивают.
Всего кадетские классы разных направлений существуют сегодня почти в 30 школах Волгограда, в них учатся около 3,5 тыс. детей.
Еще одним новым веянием стало портфолио ученика, которое представляет собой отчет об учебных, творческих и спортивных достижениях школьника. Многие родители начинают собирать его еще с детского сада.
С новыми требованиями к образованию и жизни в целом меняются и сами дети, отмечает директор волгоградской школы № 56 Лариса Гончарова:
– Я не могу сказать, хуже или лучше стали дети, но вообще дети стали другие. Они более информированные, у них другие приоритеты, возможно, другие жизненные ценности. Они более свободные, более раскрепощенные, их круг интересов более широк.
Один из классов МОУ СОШ № 56, оборудованный по новым стандартам. Фото предоставлено МОУ СОШ № 56
Насыщенная учебная программа и качественно новая занятость школьников после уроков, казалось бы, вполне отвечают запросам современного мира и родителей, в большинстве своем работающих полный день. Однако не прекращаются споры о том, что программа изучения многих предметов в средней, да и начальной школе, перенасыщена информацией. И этого мнения придерживаются подчас не только родители, но и сами учителя.
Преподаватель биологии в одной из школ Центрального района Волгограда, не пожелавшая представиться, говорит, что в процессе работы иногда создается впечатление, что учебники разрабатывают люди, имеющие смутное представление о школе.
– Иногда наши новые учебники настолько насыщены информацией, что дети просто не успевают ее усваивать. Зачем нужно ученику средних классов столько научных терминов на одной странице? Я как преподаватель иногда и сама не могу уложить все это в голове, как же тогда требовать этого от ученика? От количества, конечно, зависит качество, но, на мой взгляд, не настолько. Считаю, что в советские и даже в 90-е годы предмет преподавался намного эффективнее. Подобные мнения высказывают и учителя других профилей.
– Кроме уроков в школе, исследовательской деятельности современные дети усиленно учат языки, успевают заниматься спортом и творчеством, находят время посидеть в интернете, — говорит мама старшеклассника Ольга Антонова. — Наверное, этим детям, которые хорошо учатся, не хватает времени, чтобы просто жить, потому что многое хочется объять, а не всегда это удается.
Большая часть родителей приветствует развитие внеурочной занятости школьников. Но, по мнению многих мам, особенно первоклашек, новый график, так насыщенный информацией и активной деятельностью, дается детям тяжеловато.
— У нас после уроков в школе каждый день занятия в кружках: хореография, рисование и плетение из бисера, — говорит мама первоклассницы Татьяна Иванченко. — Конечно, это удобно, что дети весь день заняты делом, творчески и физически развиваются. Но к вечеру, когда я прихожу за ней, дети уже очень уставшие.
Да и портфели первоклашек сегодня чаще всего превышают допустимые СанПиНами 1,5–2 килограмма, что может быть опасно для позвоночника. Решением этой проблемы могли бы стать электронные учебники, но и с ними не все просто. Еще один выход руководство школ видит в использовании двух комплектов учебников, один из которых находился бы в школе, а другой — дома. Но позволить такую роскошь в большинстве школ Волгограда могут сегодня только за счет родителей.
При нагрузках в школе и плотном графике после занятий современным детям необходима дополнительная эмоциональная поддержка и лучше всех специалистов обеспечить ее могут близкие люди. Волгоградский психолог Татьяна Ягнакова отмечает три самых проблемных периода обучения в средней школе, во время которых родителям нужно быть более внимательными к детям:
– В первую очередь, конечно, это первоклассники. Для успешной адаптации мама или папа берут отпуск, чтобы проводить, встретить ребенка, спросить, «как дела» — не дежурно, а в глазки заглянуть, похвалить учительницу, не ругать учительницу никогда — это очень важно. И рассказывать о себе, как ты ходил в школу, какие у тебя друзья, учителя были, какие смешные ситуации. Обязательно научить ребенка правильно реагировать на моменты, если тебя кто-то обидел, толкнул, наябедничал — к кому обращаться? — К учителю.
Наиболее важный этап — 5-й класс. Здесь начинаются социальные и психологические риски, риски физические — мальчишки начинают что-то делать «на слабо», — комментирует психолог. Девочки смотрят — кто богаче одет. Все это нужно нивелировать. Учеба отходит на второй план и важно ребенка нацеливать, мотивировать на получение знаний, беседовать на предмет — зачем он идет в школу. Сейчас существует траектория обучения — ребенок к окончанию начальной школы может выбрать — два языка он будет учить или один, хочет ли он изучать углубленно физику, химию или естественные науки. Если у школьника есть возможность углубиться по одному или нескольким предметам, считай, что он уже все одолел, потому что все остальное пойдет прицепом. И тут тоже важна поддержка семьи: если ребенок участвует в олимпиадах, конкурсах и у него это получается, необходимо его хвалить, отмечать результаты и начинать ему предлагать книги, путешествие какое-то познавательное организовать.
Самый «провальный» — 10-й класс, — говорит психолог. — Он переходный, в девятом сдан ГИА, дети думают, что десятый класс они как-нибудь проведут, а в одиннадцатом поднажмут. Появляются другие интересы, часто приходит любовь. Девочки оценивают себя с точки зрения внешней привлекательности и обеспеченности семьи. Мальчикам в этот период неплохо целенаправленно заниматься спортом, если есть предпосылки. Чтобы этот год не потерять, нужно его чем-то насытить, и это задачи семьи. И, конечно, важно определиться в профессиональном плане — куда ребенок пойдет. Здесь важно, в первую очередь, дать школьнику возможность определиться самостоятельно, но разумно будет и настоять и на продолжении семейных традиций.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости