«Волгоградские характеры вдохновляют меня на творчество»
Фото: Екатерина Ландина / «Русская планета»

Фото: Екатерина Ландина / «Русская планета»

Игорь Растеряев — о деревенском детстве, новой книге, предпочтениях в искусстве, вдохновении и творчестве

Роман с гармошкой простого парня Игоря Растеряева, начавшись шесть лет назад в селе под Волгоградом, продолжает лихо развиваться. Несмотря на внешний аскетизм концертов и минимум затрат на рекламу, певца донских просторов сегодня ждут, без преувеличения, в каждом уголке России. Игорь Растеряев, скромно игнорирующий громкие эпитеты в свой адрес, после гастролей по родной Волгоградской области рассказал РП о предстоящем выходе нового альбома, поклонниках в ЮАР и отдыхе в Глинище.

– Мы с самого начала считаем вас своим волгоградским исполнителем, но уже понятно, что вы принадлежите всей России

– Я не знаю, кому принадлежу, как-то мельче мыслю, не думаю о себе так масштабно, иначе надо будет бригаду вызывать и куда-то отбывать.

– Можно ли сказать, что наш степной колорит, людские характеры вдохновляют вас на творчество?

– Процентов на 99 именно они и вдохновляют.

– Вы пишете книгу, можно пару слов о ней?

– Книгу я пишу года с 2002-го. Одну я издал — «Волгоградские лица», сейчас идет работа над второй, надеюсь, может, через год ее выпущу.

– А вторая чьим лицам посвящена?

– Лицам, которые меня окружают на протяжении жизни. Названия пока нет — раздумываю. Пока книга сырая. Но могу сказать, что этот год в основном над ней работал.

– Рисунки в ней тоже будут?

– Рисунки обязательно будут, именно с них я и начал, текст гораздо позднее стал появляться. А пока готовимся к презентации нового альбома осенью в Питере. Туда войдут песни, которые появились после «Рожка», начиная с «Коня», также «Детство», «Поезд».

– Прием волгоградцев в этот раз был погорячей? Вы говорили — в Михайловке все было очень сдержанно.

– Нет, на самом деле я говорил, что восприятие песен про Медведицу, Раковку, про казаков и про волгоградских комбайнеров мало чем отличается в Волгоградской области от выступлений по всей России. Сама по себе региональная адресованность ничего не значит, вот о чем я говорил. То есть, в Тамбове или Владивостоке это может более яро восприниматься, чем в Михайловке или во Фролово, а может и менее — географически нет никакой разницы.

– За границу вас не зовут?

– Был в Осло, в Белостоке, на фестивале русского рока в Германии в городе Эссен выступал. В Белосток позвали ребята — они себя считают себя потомками Древней Руси, поляки их с каждым годом теснят все ближе к белорусской границе. У них есть православная община, которой раздали билеты, и что меня удивило — были и другие поляки по билетам, оказывается за границей тоже кто-то в курсе, хотя это практически на 100% история внутрироссийская. Писал один парень из ЮАР, я не знаю, что он там нашел для себя, из Латинской Америки, из Италии, — и хотя это отдельные люди, все равно было интересно, что они это как-то воспринимают.

– Вы продолжаете работать в театре «Буфф» в Питере?

– Нет, уже полгода как не работаю, меня подуволили оттуда слегка.

– Не по вашей инициативе?

– Нет, мне там нравилось, театр хороший.

– Нарушение дисциплины?

– Ни разу за 12 лет ни одного спектакля я не сорвал. Просто мало спектаклей в репертуаре осталось, а у меня была небольшая занятость — 5–6 спектаклей, и везде дубли.

– Были предложения из других театров?

– Нет, я бы сейчас и не пошел в репертуарный театр, во-первых, ты подвязываешься, это дисциплина.

– А в кино?

– Нет, в кино меня и раньше особо не звали.

– У вас на страничке Вконтакте — фрагмент поисковой прозы Александра Савельева, начитанный вами, это результат дружбы с поисковиками?

– Да, мы даже диск выпустили, «Костер» называется.

– Что еще читаете?

– Газеты люблю читать, книжки мне на концертах дарят, я их читаю обязательно, люблю воспоминания ветеранов. Неинтересно читать всякие романы, фантастику, интересно читать, что было. Из авторов — Довлатов, Паустовский, Астафьев.

– Какие фильмы смотрите?

– Старые советские, если говорить о военной теме, хотя мне и «Чистилище» нравится невзоровское, по воздействию очень сильное кино.

– А «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка, например?

– Лично мне очень понравился. Еще мне понравилась его «Ликвидация», я ее на гастролях в Одессе как раз посмотрел.

– А «Тихий Дон»?

– Мне вообще фильмы на казачью тематику смотреть сложновато, тем более, нельзя использовать мое мнение как эксперта. Я смотрю совсем на другие вещи, нежели человек, на которого рассчитан фильм. Смотрю на двор, например, и вижу, что пацаны, которые делали им плетень — не поленились, то ли заказали, то ли сплели, но плетень реальный, а крыша чакановая — не такая, я ж знаю, какие должны быть крыши.

Или «Тарас Бульба» — у меня претензий нет, артисты понравились — Ступка вообще гений, очень хорошо бутафоры сработали. Просто там есть некоторые вещи, снятые в угоду патриотическому воспитанию молодежи России XXI века. Из тех героев сейчас лепятся удобные сегодняшнему дню образы. Если б я не знал каких-то фактов исторических, смотрел бы это открыв рот и у меня бы слеза текла. А как человек, генетически имеющий к ним отношение — это мои предки прямые, у меня в этот момент вместо того, чтоб слеза катилась, начинает башка работать. О казачьих фильмах меня спрашивать бесполезно, у меня свое видение, не имеющее отношения к игре артистов и режиссуре.

– У вас песни контрастные по эмоциям: от одних — весело, от других рыдать хочется, во время исполнения как-то приходится с собой справляться?

– Когда-то да, когда-то нет. Нельзя сказать, что я каждый раз, когда выхожу петь «Ромашки», падаю в обморок. Хотя, бывает, сильнее проникаешься, дело настолько живое, сложно понять, где и как сработает.

– А вокалом занимались в театральном институте?

– Вокалом я занимался в Раковке у продовольственного магазина примерно с 12 лет и до 24. Каждый божий день летом по 3-4 часа приходилось заниматься вокалом. Конечно, я и в институте занимался, но реальная закалка происходила в полевых условиях.

– Предпочтения в месте проведения отпуска не изменились за последнее время? Отдыхаете в Глинище?

– На этом отдыхе больше приходится на гармошке играть, чем на гастролях. Чтобы отдохнуть, отрешиться от всего, Глинище меньше всего подходит, потому что много друзей, приятелей, знакомых, это делегации постоянные, какая-то стройка идет, родственники, туда-сюда, куда-то съездить. Уединенного отдыха в Глинище мне не видать, по крайней мере, в ближайшее время. Другое дело, там у меня дом, родная земля, короче, жизнь моя. А другого отдыха я не знаю, чтоб на две недели на море ехать, лежать там кверху пузом, я так никогда не пробовал.

– Вы в одном из интервью говорили, что состояние пути для вас комфортно, сейчас постоянно гастролируете, стабильная нестабильность еще не утомляет?

– Боже упаси, отлично все! Для меня это естественно, предки ведь все время в пути были. Путь — это то, что надо.

«Геноцид православных христиан — преступление без наказания» Далее в рубрике «Геноцид православных христиан — преступление без наказания»В Волгограде завершил работу II Международный Христианский Форум, основной темой которого был геноцид православных христиан и их гонения в XX–XXI веках Читайте в рубрике «Титульная страница» Зураб Соткилава: «Смерти нет!»Ушел человек-легенда, подаривший минуты подлинного счастья любителям оперы Зураб Соткилава: «Смерти нет!»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»