«Темы, которые мы поднимаем, помогают чиновникам исполнять свои обязанности»
Сергей Мазанов на съемках передачи о скульптуре «Родина-мать зовет!». Фото: Юлия Мукан / «Русская планета»

Сергей Мазанов на съемках передачи о скульптуре «Родина-мать зовет!». Фото: Юлия Мукан / «Русская планета»

Группа молодых энтузиастов реализует социальный проект, посвященный мемориалам, нуждающимся в реконструкции

Сталинградская битва, ставшая переломной в ходе Великой Отечественной войны, отложила свой отпечаток на историю города: в каждом районе есть места, напоминающие о жестоких сражениях и тысячах погибших солдат, офицеров, мирных жителей. Слава Мамаева кургана, монумента «Родина-мать зовет!», Дома Павлова и других исторических мест известна далеко за пределами Волгограда и России. Однако в самом городе многие легендарные памятники постепенно разрушаются. Несмотря на статус объектов регионального культурного значения, власти вспоминают о них только накануне памятных для страны и города дат: в дни очередной годовщины празднования Победы под Сталинградом или перед Днем Победы. О разрушающихся памятниках военного времени часто рассказывают в своих публикациях местные журналисты.

Волгоградец Сергей Мазанов нашел свой способ обратить внимание чиновников на разрушающиеся памятники. Он и его коллеги создали программу «Пятна на солнце», а снятые сюжеты сумели распространить не только в интернете, но и добиться их показа по волгоградскому телевидению. Каждый сюжет посвящен конкретному объекту, которому требуется «скорая помощь». Сейчас снято уже четыре серии и в планах у авторов программы — продолжать съемки. Корреспонденту «Русской планеты» Сергей Мазанов сообщил, что задумка рассказать о знаковых местах Волгограда и области созрела очень давно и еще несколько лет назад он и его единомышленники делали короткие ролики для показа на экранах в крупных торговых центрах Волгограда.

– В Волгограде многие эксперты в области охраны памятников отмечают ужасное состояние объектов культурного значения, — говорит Мазанов. — Наша передача «Пятна на солнце» — и есть попытка рассказать не только о том месте, где установлен памятник, его истории, но и поднять проблемы этих мемориалов. В нашем городе разные общественные организации проводят совещания и рассылают чиновникам письма с требованиями привести памятники в порядок. Мы же выбрали путь публичности, в своих передачах откровенно говорим и показываем состояние памятных мест, заявляем, что это — проблема, и нужно исправить ситуацию. И рады, что это получается.

«Остров Людникова». Осенью 1942 года здесь держали оборону бойцы 138-й стрелковой дивизии под командованием Ивана Людникова. Установленный в память о погибших воинах памятник разрушается. Фото из соцсети «ВКонтакте».

Первая серия программы посвящена «Острову Людникова». В настоящее время остров Людникова является памятником истории, объектом культурного наследия федерального значения, подлежащим государственной охране. Площадь острова — 480 м2. Здесь осенью 1942 года бойцы 138-й Краснознаменной стрелковой дивизии под командованием Ивана Людникова более 40 дней несли оборону у берегов Волги. По сей день сохранились руины дома директора оружейного завода, в котором располагался командный пункт дивизии. После войны его решили не восстанавливать и не разрушать, а оставить как есть — для потомков. Волгоградские историки считают это место не менее героическим, чем Мамаев курган, здесь захоронены тысячи погибших защитников города. Сейчас памятное место представляет собой жалкое зрелище — остров Людникова зарос бурьяном, а установленный здесь памятник погибшим разрушается.

– Некоторое время назад коммунальная техника администрации города разрушила тротуарную плитку на мемориале, — рассказывает Сергей Мазанов, — и лишь чудом не повредила захоронение. Но сделанный абы как ремонт мемориала попал в кадры передачи, и во время ее монтажа мы узнали, что федеральный центр выделил 2,7 млн рублей на реконструкцию. Мы продолжаем следить за судьбой этого мемориала.

Легендарный речной корабль «Гаситель», переживший Гражданскую и Великую Отечественную войны, требует реставрации. Фото: Юлия Мукан / «Русская планета»

Другой сюжет программы «Пятна на солнце» был посвящен легендарному «Гасителю» — речному кораблю, участнику двух войн — Гражданской и Великой Отечественной. Его подняли со дна Волги, корабль имел больше трех тысяч пробоин. После реставрации в 1977 году «Гаситель» установили практически в самом центре города, в отдалении от главной Набережной. Его хорошо видно с Волги, «Гаситель» — это напоминание о жестоких боях в Сталинграде, когда горели и земля и река. По задумке авторов, работающих над памятником, корабль должен был находиться в специальном бассейне, наполненном водой. Сейчас о том, что за памятником когда-то ухаживали, напоминают лишь трубы водопровода, проложенные к символическому бассейну. «Гаситель» разрушается, а у города нет средств, чтобы привести памятник регионального значения в надлежащий вид.

Монумент «Родина-мать зовет»: в одном из сюжетов «Пятна на солнце» рассказывается о том, как устроена скульптура внутри. Фото: Евгения Юрьева / «Русская планета»

Сергей Мазанов говорит, что самой интересной работой для него и его единомышленников стала программа, посвященная скульптуре «Родина-мать зовет!». В ней рассказывается о том, как строился легендарный монумент и что у него внутри.

– Наверное, это самая удачная серия, — говорит РП Мазанов, — мы постарались рассказать о грандиозном сооружении скульптора Евгения Вучетича максимально подробно. Но мы волновались за каждый сюжет — примут ли его зрители. Сейчас волгоградцы благодарят за нашу работу, ведь многие впервые узнают историю города».

6 минут и 50 секунд — за это время в сюжете, посвященном уникальной конструкции, занесенной в Книгу рекордов Гиннесса, авторы рассказали и показали уникальные кадры. Далеко не все знают, что монументальная скульптура могла выглядеть иначе, и на конкурсе проектов эскиз скульптора Вучетича представлен не был. Авторам программы позволили побывать внутри скульптуры.

– Внутри монумент не отличается от многоэтажного дома, — говорит Мазанов, тем самым развеяв по сей день существующий миф о ресторане и лифтах внутри «Родины-матери». — От падения памятник, высота которого составляет 52 метра, удерживает железно-бетонный каркас и правильно рассчитанный центр тяжести. На первом этаже свое оборудование хранят промышленные альпинисты, обследующие статую, а в бедре фигуры находится информационный центр, где собирается информация о показаниях датчиков.

Лысая гора. По сей день здесь находят мины и снаряды времен Сталинградской битвы. Фото из соцсети «Вконтакте».

Но если сюжет о скульптуре был скорее познавательным, нежели проблемным, то в передаче, посвященной Лысой горе, рассказывалось о забвении, в котором оказался еще одна «главная высота России». Именно так и называют эту территорию, где в 1942 году на высоте 145,5 воины 62-й Армии 147 дней вели жесточайшие бои. Название этой территории себя оправдывает — совершенной пустой, без растительности участок, на котором погибли тысячи бойцов. Историки заявляют, что были дни, когда на каждом квадратном километре Лысой горы сражались до 20 тыс. человек. В 1967 году в память о погибших здесь установили мемориал. Лысая гора не так известна, как Мамаев курган, видимо, поэтому это вместо незаслуженно забыто. Навещают мемориал редко, а о его плачевном состоянии подробно рассказывается в сюжете волгоградских энтузиастов.

– У нас есть задумки как минимум на несколько серий, — говорит Сергей Мазанов, — и в ближайшее время мы снимем сюжеты о подземном бункере городского комитета обороны Сталинграда, впервые за историю передачи мы планируем уйти от темы «военных» памятников нашего города».

Те, кто работает над роликами, говорят, что еще ни разу не слышали критики в свой адрес за проделанную работу.

– Нужно понимать, что не все в руках конкретного чиновника, и зачастую наши передачи или темы, которые мы поднимаем, являются катализатором процессов, которые помогают чиновникам исполнять свои обязанности, — считают они.

К примеру, тот же «Остров Людникова» долгое время являлся фактически бесхозяйным объектом, и это затрудняло его финансирование. Но когда о нем заговорили, «хозяин» нашелся, и были выделены средства на ремонт и содержание.

Известный волгоградский журналист Елена Каменская считает, что программа «Пятна на солнце» — своего рода прививка от равнодушия и забвения.

– Памятники, как и люди, не вечны, они стареют вместе с нами, а многие погибают на глазах, — говорит Елена Каменская корреспонденту «Русской планеты». — Это в нашем городе-герое рухнул памятник комсомольцам — защитникам Сталинграда, не выдержали испытание временем бюст Дзержинского и скульптура девочки Милы на Солдатском поле. Это у нас едва не потеряли обелиск на легендарном острове Людникова и памятник воинам-чекистам, а в охранной зоне мемориала у Лога смерти самовольно вырыли котлован. И таких примеров можно приводить десятки. А по стране наверняка сотни и тысячи. «Пятна на солнце» — как пятна на совести. Такие программы помогают нам оставаться людьми, через прошлое думающими о будущем.

Сюжет программы «Пятна на солнце», четвертая серия — «Легендарная "Родина-мать"».
«Когда людям тяжело, они приходят сюда» Далее в рубрике «Когда людям тяжело, они приходят сюда»«Русская планета» узнавала, с какими проблемами приходится сталкиваться православной церкви в современной деревне Читайте в рубрике «Титульная страница» Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина СарсанииСмерть знаменитого актера и футбольного функционера вызвала вопросы Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина Сарсании

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»