Какие дороги, такие и автодромы
Автодром в Кировском районе, где принимают экзамен сотрудники МРЭО № 1. Фото: Оксана Загребнева.

Автодром в Кировском районе, где принимают экзамен сотрудники МРЭО № 1. Фото: Оксана Загребнева.

Волгоградцев учат вождению в условиях, приближенных к реальности

Качество подготовки водителей волгоградскими автошколами оставляет желать лучшего, констатируют в дорожной полиции. По статистике, экзамен в МРЭО с первого раза сдают меньше трети курсантов. Кого-то подводят нервы, но есть и другие причины, среди которых основная — это недостаточное количество занятий по вождению. Предполагается, что уже осенью система приема экзамена изменится, а вместе с тем улучшится и качество подготовки курсантов в автошколах.

Готовить водителей как следует — сложно и дорого

По закону, чтобы получить лицензию, автошкола должна соответствовать требованиям, утвержденным Минобрнауки России и согласованным с Минтрансом России и МВД России. Лицензированием волгоградских автошкол занимается региональное Министерство науки и образования. В соответствии с требованиями к образовательным организациям, осуществляющим подготовку водителей, в автошколе должны быть: компьютер, средства отображения информации (проектор, экран, монитор, ТВ и т.д.), аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств, тренажеры первоначального обучения навыкам вождения. Требования описывают и то, какими должны быть учебные машины и автодромы. В частности, площадки для первоначального обучения вождению должны иметь «ровное и однородное асфальтобетонное покрытие, а также технические средства организации дорожного движения, обеспечивающие их круглогодичное функционирование». На автодроме должна быть разметка, оборудованный перекресток, пешеходный переход со знаками и светофором, а в темное время он должен быть освещен.

По данным областного ГУВД, сегодня в Волгограде работают 82 автошколы, все они имеют лицензии, а следовательно, должны соответствовать перечисленным требованиям. Однако на практике это не всегда так.

- Школа, где я училась, не оснащена ничем совершенно, — рассказала РП волгоградка Мария, недавно получившая права. — Только плакаты на стенах. В интернете потом посмотрела другие школы: у них и компьютеры, тренажеры какие-то, автодром с нормальным асфальтом, разметкой. А я училась в условиях, приближенных к боевым: яма на яме.

Директор одной из волгоградских школ Валерий на вопрос, почему он не выделит средства на оборудование современного автодрома, ответил кратко: «Сложно и дорого!» Его курсанты ездят учиться из Красноармейского района в Кировский, на автодром, где принимают экзамены и сотрудники МРЭО. На замечание об ужасном состоянии автодрома, покрытие которого из асфальтового превратилось в грунтовое со множеством выбоин, смеясь, отвечает:

- Ну если в самом ГИБДД считают, что эта площадка соответствует требованиям, значит, так оно и есть! Зато если вы научитесь ездить здесь, то вам ничего больше не страшно будет!

Корреспондент РП побывала на данном автодроме, когда там проходил экзамен. Курсанты, ожидая своего часа, переговаривались:

- Не дай Бог придется ехать на правую парковку: там такая яма, я в ней все время глохну!

- А мне инструктор сказал, что здесь «змейку» легче делать, потому что колея укатанная.

- Площадка такая же, как дороги в Волгограде, так что она готовит нас к реальной жизни!

Права не напасть, как бы с правами не пропасть

В прошлом году за руль легковых автомобилей в регионе сели более 32 тыс. новичков, сообщили «Русской планете» в областном ГИБДД. При этом две трети курсантов не смогли сдать экзамен в МРЭО с первого раза. Сейчас испытание состоит из трех частей: проверка знаний ПДД, экзамен на площадке, где нужно выполнить несколько упражнений, и вождение в городе.

- Что касается теории, то тут качество подготовки нас устраивает, — сообщил «Русской планете» и.о. начальника МЭО ГИБДД ГУМВД России по региону Игорь Лобиков. — Не сдают единицы, кто действительно не учил и просто пришел, надеясь на удачу. На площадке тоже, в общем-то, курсанты справляются неплохо: несложно выучить несколько упражнений. Но вот в городе они теряются и показывают очень плохие результаты. Не замечают ни знаков, ни светофоров, очень плохо ориентируются на дороге. Считаю, что во время подготовки в автошколах нужно увеличивать количество часов по вождению именно в городе. Учитывая интенсивность движения в городе, отсутствие навыков и опыта может привести к трагическим последствиям.

Сейчас весь курс обучения в волгоградских автошколах составляет 2–3 месяца, при этом количество часов вождения в них существенно отличается, что сказывается и на конечной стоимости. Так, в одной из школ корреспонденту РП предложили поучиться за 9 тыс. рублей, что помимо теории включает 15 часов практических занятий по вождению. В другой автошколе пообещали «разжевать» ПДД и преподать не менее 30 часовых уроков за рулем за 12 тыс. рублей. Правда, не всегда обещания, данные руководством образовательных заведений, выполняются.

- Никаких обещанных 15 часов вождения у меня не было, — рассказала РП волгоградка Наталья, получившая на днях водительское удостоверение. — От силы 10 часов, при этом на двух занятиях я была в паре с девочкой, и мы «рулили» по очереди. Еще я очень недовольна инструктором: большую часть времени он провел в перекурах и разговорах с коллегами. Кроме того, к реально накатанным часам он при заполнении ведомости все время приписывал по полчаса. С площадки мы почти не выезжали, никакого опыта вождения по городу у меня после такого обучения нет.

Взять дополнительные уроки за отдельную плату теоретически можно. Автошколы предлагают такую услугу за 400–600 рублей в час. Однако большинство курсантов, по словам Натальи, чтобы получить водительское удостоверение, идут более легким и менее законным путем.

- Теорию и площадку я, как и большинство в группе, сдала с первого раза. А вот в город некоторые даже не поехали: отдавали инструктору 3000 рублей, чтобы он «договорился» в МРЭО. Были, конечно, и те, кто платил сразу 6000 за весь экзамен. Я завалила только город. В итоге тоже отдала инструктору деньги и приехала через неделю за своими правами. По поводу того, что инспекторы валят на экзамене, мне кажется, это байки. Все сами «сыпались»: многие от волнения элементарно не пристегивались, забывали включать свет и поворотники. Для таких экзамен заканчивался, не начавшись. При мне сам не сдал никто. Можно было бы принципиально ездить и сдавать каждую неделю самостоятельно, но это же время, нервы. Скажу честно: права у меня теперь есть, а водить боюсь! Муж сидит рядом и говорит, что нужно делать, какие знаки впереди, кто кому уступать дорогу должен. Теперь думаю о том, чтобы пойти на дополнительные занятия, но только выбирать школу и инструктора буду тщательнее.

Помимо собственной интуиции при выборе нужно ориентироваться на стаж работы образовательного заведения и отзывы его выпускников, потому что по факту автошколы никто не контролирует, и гарантировать качество образования не сможет даже наличие лицензии.

- В настоящее время мы работаем только с пакетом документов, которые нам представляют автошколы, — рассказала «Русской планете» начальник отдела лицензирования образовательной деятельности регионального министерства науки и образования Марина Пилипенко. — То есть то, что они там напишут о своей материально-технической базе, оснащении автодромов, — это только на их совести. Лицензия, которую мы выдаем, бессрочная. Провести плановую проверку по закону мы имеем право не раньше, чем через год. Внеплановые проверки могут проводиться в особых случаях, как то: угроза жизни, жалобы клиентов и прочее, но их нужно согласовать прежде с прокуратурой.

Ситуация парадоксальна еще и тем, что сейчас автошколы неподконтрольны госавтоинспекции.

- Мне регулярно пишут из ГИБДД, что из 20 человек экзамен сдал один, мол, просим принять меры, — говорит Марина Пилипенко. — А что мы можем? Мы только лицензии выдаем, а не проверяем качество подготовки водителей.

Между тем, как считает волгоградский водитель Александр, который, к слову, сдавал экзамен самостоятельно, ответственность за некачественную подготовку лежит сразу на всех сторонах образовательного процесса.

- Виноваты, с одной стороны, автошколы и инструкторы, которые ни черта не учат, — поделился с РП Александр. — С другой стороны, сотрудники ГИБДД, берущие взятки и способствующие тому, что на дороги города ежегодно выезжают десятки тысяч плохо обученных водителей, ну и сами безответственные водители, которые вместо того, чтобы потратить свои деньги на дополнительные занятия, идут более легким путем и покупают права. Они просто не понимают, что становятся угрозой не только своей жизни, но и подвергают опасности других.

Однако в ближайшее время получить лицензию автошколам станет сложнее. Среди прочих документов необходимо будет заключение ГИБДД о соответствии материально-технической базы требованиям закона, а лицензию перестанут выдавать «вслепую»: обязательным станет выезд на место сотрудников лицензионного отдела.

Кроме того, вскоре вступят в действие новые правила приема экзаменов в ГИБДД. Планируется, что сначала курсант будет изучать и сдавать теорию и вождение на площадке. Только после получения зачета за эти два этапа кандидат в водители получит возможность продолжить практическую часть обучения на городских улицах. Судя по пояснительной записке к проекту, ГИБДД хочет таким образом отсеять кандидатов, которые получили свидетельство об обучении, однако на самом деле ничему не учились (такие услуги предоставляют некоторые фирмы). Закон должен вступить в силу этой осенью. Неприятным моментом для потенциальных водителей, скорее всего, станет увеличение срока обучения — ориентировочно до пяти месяцев, а также его стоимость — также примерно в два раза. Хочется надеяться, что качество подготовки курсантов увеличится прямо пропорционально.

Читайте в рубрике «Титульная страница» Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина СарсанииСмерть знаменитого актера и футбольного функционера вызвала вопросы Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина Сарсании

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»