«Мы все инвалиды без комфортной среды»
Фото: Лия Рувинская.

Фото: Лия Рувинская.

Велоактивист Владимир Кумов рассказал, почему Волгоград неудобен для жизни

В Волгоград с публичными лекциями приехал основатель и куратор проекта Let's bike it! Владимир Кумов. Он побывал в 44 странах мира, где общался с чиновниками, урбанистами и велоактивистами. В 2010 году Владимир проехал на своем велосипеде из Санкт-Петербурга в Лиссабон, а в конце марта вернулся из 16-месячного велопутешествия из Мексики и Аргентину. Корреспондент «Русской планеты» поговорила с Кумовым о велокультуре, ленивых чиновниках и о том, почему Волгоград не получается сделать городом, удобным для пешеходов, автомобилистов и велосипедистов.

Велосипед — транспорт, а не отдых

Велосипедизация — это доведение велокультуры до такого уровня, когда велосипед будет таким же видом транспорта, как авто. В России это реально сделать, но о сроках говорить сложно. Радует, что это происходит быстрее, чем я ожидал, заметней всего это в Москве. Может, лет через пять-десять будет уровень более приемлемый. Но, к сожалению, в регионах этот процесс идет гораздо медленнее.

Есть фундаментальный момент: употребление слова «кататься» на велосипеде. Таким образом мы подчеркиваем, что велосипед — это спорт, отдых, все что угодно, но не транспорт. А мы, наоборот, стараемся донести до людей, что велосипед — это транспорт. Мы же не катаемся на работу. Поэтому нужно следить за словами. Мы не катаемся на велосипедах, мы ездим на них.

Велоклубы ежегодно открывают сезон в апреле и закрывают в октябре, закрепляя стереотип о том, что велосипед — летний вид транспорта. А кто будет строить дорожки, если только летом ездить по ним? Ведь дорожки — часть городской инфраструктуры города, которая должна использоваться круглый год. Уже сегодня даже зимой на улицах можно встретить достаточно большое количество велосипедистов, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, но велоклубы продолжают открывать и закрывать сезоны. Конечно, в метель и сильный мороз вряд ли кто поедет, но такая погода всего несколько недель в году. Если не брать северные города, конечно.

У нас все — инвалиды

Почему, мы, например, видим на улицах так мало людей с ограниченными возможностями? Мои знакомые из заграницы спрашивали меня об этом. Ответ прост: город не приспособлен, для инвалидов просто нет условий на улице, не хватает пандусов, на пешеходных переходах нет съездов, поэтому они вынуждены сидеть дома. Так же и с велосипедистами — парковок нет, дорожек нет. Выходит, у нас все не для людей, и у нас все — инвалиды, для которых нет комфортной среды.

Первое, что мне бросилось в глаза в Волгограде — это заставленные машинами улицы. Вот даже здесь, в центре: четырехполосная дорога из-за припаркованных авто превратилась в однополоску. Если, например, с одной стороны сделать велодорожку, то машины тут уже бросать не будут, и будет безопасно.

Еще один важный фактор велосипедизации — культура, так называемая культура улицы. Ее у нас, по сути, нет вообще. На дорогах возникают конфликты у всех. А конфликт появляется из-за того, что такая среда — некомфортная среда. Но если создать эту комфортную городскую среду, то и культура изменится. В Копенгагене автодорога, рядом идет велодорожка, которая выше на 10 сантиметров, и еще выше на 10 сантиметров — пешеходная зона. Каждый уверен, что никто никого не собьет. Все участники дорожного движения научились там жить вместе и не ругаться. Там же есть велоавтопарковка, днем там велики, ночью — авто.

Выгодная велокультура

Я всегда верил, что это задача городских властей. Но в Уфе к нам подошел один чиновник и откровенно сказал: «Мы все очень ленивые. Если вы нам принесете готовый проект, то мы его реализуем». В нашей стране, конечно, вся инициатива идет снизу, от людей, общественников. Ну, а власти должны подхватывать такие инициативы и улучшать жизнь людей. Это дело затратное, но ведь оно окупится с лихвой.

Нужно общаться с чиновниками на языке цифр. Показывать, что благодаря велодорожкам город сможет не только уменьшить пробки и сэкономить, но и получать деньги. В Норвегии в конце сентября городские власти вышли на улицы и раздавали пешеходам и велосипедистам по 100 крон (600 рублей). Они подсчитали, что каждый пеший экономит городскому бюджету 8 долларов, а велосипедист — 4 доллара на каждый километр. Во многих странах мира уже поняли эту экономическую выгоду и получают ее. Пора и нам понять.

Нужно время и пиар

В регионах России я не могу выделить пока никаких проектов или реализованных программ, которые можно было бы перенять Волгограду. Пока этот процесс идет очень-очень медленно.

Конечно, здорово, что в Волгограде уже почти два года собираются велоактивисты на парады. Но их всего человек 300 — мало. Например, в Астрахани подобные парады проходят два раза в год. Последний раз приехали 4,5 тысячи человек, несмотря на то, что численность населения в городе в два раза меньше по сравнению с Волгоградом. Люди, которые проводят такие акции, должны быть хорошими пиарщиками. Мне кажется, стоит подумать о том, как более красиво преподнести историю про велосипед.

Говоря о конкретных маршрутах для велосипедистов, нужно учитывать имеющиеся транспортные магистрали и, конечно, самих людей. Чтобы все верно рассчитать и спроектировать, нужно провести исследования: по каким маршрутам ездят, сколько людей и другое. Исходя из этих данных, нужно создавать велосипедные дороги. Знаю одно, что парковые зоны и Набережную не обязательно застраивать велодорожками. Дороги для велосипедистов должны быть функциональными для передвижения по городу.

Что касается сроков, времени, за которое можно добиться результатов, то здесь неоднозначно. Лучше отвечу примером. В Голландии 70 лет назад была бурная «автомобилизация»: сносили дома, чтобы строить автобаны. Сейчас это страна велосипедов. В Копенгагене 50 лет назад говорили, что никогда не пересядут на велосипеды. Сейчас Копенгаген — почти велосипедная столица мира. В Нью-Йорке этот процесс занял 8 лет, в Буэнос-Айресе — 4 года. Вопрос — кто будет это делать? Главное, чтобы власти захотели, как в других городах. В том же Нью-Йорке или Буэнос-Айресе пришли новые мэры и сказали, что велодорожки будут, и сделали их. Но, видимо, с нашими чиновниками, которые есть сейчас, этот процесс будет долгим. 

«Я не наркоман, просто так жить мне нравится» Далее в рубрике «Я не наркоман, просто так жить мне нравится»«Русская планета» поговорила с потребителями курительных смесей Читайте в рубрике «Титульная страница» Путин ответилОтветы на самые актуальные вопросы, которые задали президенту, читайте на Русской Планете Путин ответил

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»