Волгоград и ФГОСы
Учащихся МОУ СОШ № 56 принимают в кадеты на Мамаевом кургане. Фото предоставлено МОУ СОШ № 56.

Учащихся МОУ СОШ № 56 принимают в кадеты на Мамаевом кургане. Фото предоставлено МОУ СОШ № 56.

С какими проблемами сталкиваются школьники, их родители и учителя в связи с введением новых школьных госстандартов

В новом учебном году школы Волгограда и области полностью перешли на работу по федеральным государственным образовательным стандартам в начальной школе и пятых классах. В прошлом году по ФГОСам занималась только половина общеобразовательных учреждений города. В тестовом режиме по госстандартам продолжают учить школьников 6—8-х классов более чем сотни волгоградских школ. 12 учреждений образования в Волгограде до 2017 года будут работать как стажировочные площадки по внедрению профессионального стандарта «Педагог», направленного на переподготовку и повышение квалификации учителей.

Задачами обучения детей по ФГОС ставятся «воспитание ученика как личности гармонично и всесторонне развитой, ориентация на патриотизм и духовно-нравственные ценности, поддержка у детей интереса к познанию и саморазвитию», в чем учитель должен быть первым помощником. Как на практике реализуются новые образовательные стандарты в школах Волгограда, с какими проблемами сталкиваются учителя и школьники, выясняла корреспондент «Русской планеты».

Новые принципы учебы — новые школьники

Директор школы № 56 в Кировском районе Волгограда Лариса Гончарова говорит, что за последние годы перемены в образовательном процессе становятся все заметнее и все динамичней. Школа является одной из немногих в городе стажировочных площадок по внедрению профессионального стандарта «Педагог», который отводит особую роль в обучении детей личности преподавателя. В этом статусе учреждение будет работать как минимум до 2017 года.

В чем же суть ФГОСов, о которых так много говорят? Прежде всего новые стандарты предполагают самую разнообразную структуру урока — занятия насыщены презентациями, в нескольких классах установлены интерактивные доски, компьютерная техника, которые позволяют эффективно работать на уроке, говорит Лариса Гончарова.

– Это как большой экран компьютера: нужно карту — нажали кнопочку — тут же карта. Пишем не мелом. То, что пишет ученик, видно. То, что пишет учитель у себя на столе, видно. Лабораторные работы можно проводить виртуально, не наливая ничего в пробирку. Жук, которого показывает учитель по биологии, и лапами шевелит, и крутится, и все что угодно делает. Вообще это очень интересно.

Вопрос электронных учебников в школе № 56, как и во многих других, остается открытым в первую очередь из-за нагрузки на зрение. Пока в школе № 56 электронными учебниками не пользуются, в других школах их вводят с осторожностью. 

Кроме новых технических средств ФГОСы призваны с максимальной пользой организовать школьника после занятий. Привычное понятие «продленка» постепенно выходит из оборота, на смену ему пришла формулировка «внеурочная деятельность». Суть прежняя — часть дня, свободную от уроков, дети младших классов проводят в школе, где могут бесплатно заниматься в различных творческих кружках, а по желанию родителей — в группах платных образовательных услуг. Школа сотрудничает со школами искусств, центрами детского творчества, спортшколами. Преподаватели сами приходят к ученикам или детей организованно водят на занятия в эти учреждения.

Кроме ФГОСов, в волгоградские школы активно внедряется кадетское движение. Только в начале этого учебного года кадетами на Мамаевом кургане торжественно стали 700 учащихся. Если первые кадетские классы открывались по линии казачества, то теперь профили могут быть самыми разными: полицейский, военно-морской, сухопутный. В школе № 56 Кировского района Волгограда в этом году открылись три кадетских класса по линии МЧС. Их курируют представители местной пожарной части и профильной кафедры городского вуза, с которыми школа заключила договоры. Вторая половина дня у кадетов посвящена внеурочной деятельности: кроме строевой подготовки они учатся оказывать первую медицинскую помощь в рамках программы «Спасатель», изучают логику, а также в программе вокал и хореография. За эти внеурочные занятия родители ничего не доплачивают.

Всего кадетские классы разных направлений существуют сегодня почти в 30 школах Волгограда, в них учатся около 3,5 тыс. детей.

Еще одним новым веянием стало портфолио ученика, которое представляет собой отчет об учебных, творческих и спортивных достижениях школьника. Многие родители начинают собирать его еще с детского сада.

С новыми требованиями к образованию и жизни в целом меняются и сами дети, отмечает директор волгоградской школы № 56 Лариса Гончарова:

– Я не могу сказать, хуже или лучше стали дети, но вообще дети стали другие. Они более информированные, у них другие приоритеты, возможно, другие жизненные ценности. Они более свободные, более раскрепощенные, их круг интересов более широк.

Один из классов МОУ СОШ № 56, оборудованный по новым стандартам. Фото предоставлено МОУ СОШ № 56

Современная школа: мнения учителей и родителей

Насыщенная учебная программа и качественно новая занятость школьников после уроков, казалось бы, вполне отвечают запросам современного мира и родителей, в большинстве своем работающих полный день. Однако не прекращаются споры о том, что программа изучения многих предметов в средней, да и начальной школе, перенасыщена информацией. И этого мнения придерживаются подчас не только родители, но и сами учителя.

Преподаватель биологии в одной из школ Центрального района Волгограда, не пожелавшая представиться, говорит, что в процессе работы иногда создается впечатление, что учебники разрабатывают люди, имеющие смутное представление о школе.

– Иногда наши новые учебники настолько насыщены информацией, что дети просто не успевают ее усваивать. Зачем нужно ученику средних классов столько научных терминов на одной странице? Я как преподаватель иногда и сама не могу уложить все это в голове, как же тогда требовать этого от ученика? От количества, конечно, зависит качество, но, на мой взгляд, не настолько. Считаю, что в советские и даже в 90-е годы предмет преподавался намного эффективнее. Подобные мнения высказывают и учителя других профилей.

– Кроме уроков в школе, исследовательской деятельности современные дети усиленно учат языки, успевают заниматься спортом и творчеством, находят время посидеть в интернете, — говорит мама старшеклассника Ольга Антонова. — Наверное, этим детям, которые хорошо учатся, не хватает времени, чтобы просто жить, потому что многое хочется объять, а не всегда это удается.

Большая часть родителей приветствует развитие внеурочной занятости школьников. Но, по мнению многих мам, особенно первоклашек, новый график, так насыщенный информацией и активной деятельностью, дается детям тяжеловато.

— У нас после уроков в школе каждый день занятия в кружках: хореография, рисование и плетение из бисера, — говорит мама первоклассницы Татьяна Иванченко. — Конечно, это удобно, что дети весь день заняты делом, творчески и физически развиваются. Но к вечеру, когда я прихожу за ней, дети уже очень уставшие.

Да и портфели первоклашек сегодня чаще всего превышают допустимые СанПиНами 1,5–2 килограмма, что может быть опасно для позвоночника. Решением этой проблемы могли бы стать электронные учебники, но и с ними не все просто. Еще один выход руководство школ видит в использовании двух комплектов учебников, один из которых находился бы в школе, а другой — дома. Но позволить такую роскошь в большинстве школ Волгограда могут сегодня только за счет родителей.

Как поддержать школьника психологически

При нагрузках в школе и плотном графике после занятий современным детям необходима дополнительная эмоциональная поддержка и лучше всех специалистов обеспечить ее могут близкие люди. Волгоградский психолог Татьяна Ягнакова отмечает три самых проблемных периода обучения в средней школе, во время которых родителям нужно быть более внимательными к детям:

– В первую очередь, конечно, это первоклассники. Для успешной адаптации мама или папа берут отпуск, чтобы проводить, встретить ребенка, спросить, «как дела» — не дежурно, а в глазки заглянуть, похвалить учительницу, не ругать учительницу никогда — это очень важно. И рассказывать о себе, как ты ходил в школу, какие у тебя друзья, учителя были, какие смешные ситуации. Обязательно научить ребенка правильно реагировать на моменты, если тебя кто-то обидел, толкнул, наябедничал — к кому обращаться? — К учителю.

Наиболее важный этап — 5-й класс. Здесь начинаются социальные и психологические риски, риски физические — мальчишки начинают что-то делать «на слабо», — комментирует психолог. Девочки смотрят — кто богаче одет. Все это нужно нивелировать. Учеба отходит на второй план и важно ребенка нацеливать, мотивировать на получение знаний, беседовать на предмет — зачем он идет в школу. Сейчас существует траектория обучения — ребенок к окончанию начальной школы может выбрать — два языка он будет учить или один, хочет ли он изучать углубленно физику, химию или естественные науки. Если у школьника есть возможность углубиться по одному или нескольким предметам, считай, что он уже все одолел, потому что все остальное пойдет прицепом. И тут тоже важна поддержка семьи: если ребенок участвует в олимпиадах, конкурсах и у него это получается, необходимо его хвалить, отмечать результаты и начинать ему предлагать книги, путешествие какое-то познавательное организовать.

Самый «провальный» — 10-й класс, — говорит психолог. — Он переходный, в девятом сдан ГИА, дети думают, что десятый класс они как-нибудь проведут, а в одиннадцатом поднажмут. Появляются другие интересы, часто приходит любовь. Девочки оценивают себя с точки зрения внешней привлекательности и обеспеченности семьи. Мальчикам в этот период неплохо целенаправленно заниматься спортом, если есть предпосылки. Чтобы этот год не потерять, нужно его чем-то насытить, и это задачи семьи. И, конечно, важно определиться в профессиональном плане — куда ребенок пойдет. Здесь важно, в первую очередь, дать школьнику возможность определиться самостоятельно, но разумно будет и настоять и на продолжении семейных традиций.

«Они стали тащить ребенка за руки, за ноги, но бесполезно» Далее в рубрике «Они стали тащить ребенка за руки, за ноги, но бесполезно»В Волгограде 12-летнего мальчика затянуло в насосный сток фонтана для откачки воды, который не был закрыт решеткой Читайте в рубрике «Титульная страница» Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина СарсанииСмерть знаменитого актера и футбольного функционера вызвала вопросы Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина Сарсании

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»